Социальный педагог – это тот человек, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, образовательной организации, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании детей. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения — залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Главные задачи:
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Направления работы:
- Организация социальной работы (благотворительные акции, оказание социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).
- Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим трудности в общении, адаптации.
- Выявление и работа с неблагополучными семьями.
- Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.
- Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, работа с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав).
- Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка, взаимодействие с родителями на мастер-классах.
Правовые нормы социальной защиты
- Закон ДНР «Об образовании» (Постановление №I-233П-НС от 19.06.2015г.), Закон ДНР «Об образовании» (Постановление № 111—ІНС от 04.03.2016г.)
- Закон ДНР «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Постановление №I-166П-НС) 30.04.2015г.
- Закон ДНР «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Постановление №I-166П-НС) 30.04.2015г.
- Закон ДНР «О социальной защите инвалидов» (Постановление №I-181П-НС) 15.05.2015г.
- Приказ МОН № 570 от 24.09.2015г. «Об утверждении Типового положения об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 07.10.2015г. № 586)
- Приказ МОН № 905 от 15.12.2015г. «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении»
- Приказ МОН № 832 от 16.08.2017 г. «Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»
- Приказ МинТСП и МОН № 69/2 /531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 24.09.2015г. № 521)
- Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики № 62/2 от 28.08.2015г. «О регулировании предоставления государственной помощи» «Порядок назначения и выплат всех видов государственной помощи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 02.09.2015г. № 447)
- Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики № 2/5 от 11.01.2016г. «О внесении изменений в приказ Мин ТСП ДНР от 28.08.15г. № 62/2 «О регулировании предоставления государственной помощи» «Порядок назначения и выплат всех видов государственной помощи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 25.01.2016г. № 912)
- Приказ Государственной службы по делам семьи и детей № 112 от 23.12.16 «Об утверждении Порядка осуществления социального патронажа семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах»
Поводы для обращения к социальному педагогу учащихся:
- проблемы в общении со сверстниками, родителями, учителями;
- трудности в личностном или профессиональном самоопределении;
- угроза стать жертвой насилия или жестокого обращения в семье, школе и т.д.
родителей:
- разногласия в семейном воспитании;
- отсутствие интереса у ребёнка к учёбе;
- проблемы учащегося во взаимоотношениях в классном коллективе, в семье, со сверстниками;
- необходимость консультации в вопросах прав ребёнка на социальные льготы (бесплатное питание, организация оздоровления), оформления опеки.
педагогов:
- межличностные конфликты с учащимися и их родителями;
- низкая успеваемость и нарушение дисциплины со стороны некоторых школьников;
- организация и проведение классных часов, групповых или индивидуальных бесед с учащимися или родителями, родительских собраний;
- составление социального паспорта класса, написание характеристик и т.д.;
- работа с учащимися льготных категорий; учащимися, нуждающимися в особом педагогическом контроле; учащимися, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах и на внутришкольном учёте.